Святая вода на Крещение: польза, когда набирать и как хранить
Один из важнейших праздников в Русской православной церкви Крещение Господне отмечается 19 января. Верующие в этот день набирают освященную воду — считается, что она обладает целительной силой.
Набирать можно в крещенский сочельник 18 января, а также в сам праздник Крещения — 19 января. Вода на Крещение освящается в ночь на 19 января, ее можно набирать сразу после окончания службы. Вполне допустимо принести воду в храм с собой и там ее освятить.
Для святой воды подойдет любая чистая тара. В холодильнике хранить ее не принято, лучше держать возле образов, чтобы не забывать пить после молитвы.
Освященную воду можно хранить до следующего Крещения.
Православные христиане верят, что такая вода помогает укрепить здоровье и исцелить от болезней. Также святой водой с молитвой окропляют жилище.
Освященную воду нельзя выливать в раковину или канализацию, священнослужители советуют неиспользованную воду выливать в реку или другой природный источник, откуда она и пришла. Ее выливают также в «непопираемое» место, то есть в то место, по которому не ходят люди (не попирают ногами) и не бегают собаки. Можно вылить воду в природный источник, можно в цветочный горшок, в чистое место под дерево. Кроме того, если святая вода становится непригодной для питья, ею можно окропить жилище, детей, родственников.
Что касается самого праздника, Праздник Крещения Господня, или Святого Богоявления длится восемь дней. В Церкви говорят «праздник Крещения Господня имеет восемь дней попразднества», то есть с 19 января до 27 января в храмах звучат молитвословия, посвященные именно Крещению Иисуса Христа. И только 27 января проходит «отдание праздника Крещения, или Богоявления» — в последний раз в этом году торжественно исполняются молитвословия самого праздника.
Молебен по освящению обычной воды называется водоосвящением, или водосвятием. В православной Церкви святая вода считается источником Божьей благодати в таинственном освящении всех и всего. Она сопровождает верующего с момента его крещения и до упокоения: тело усопшего, гроб, и даже земля на кладбище кропятся святой водой. Святая вода сопутствует верующему всю его жизнь, и не только в болезнях. Святой водой благословляют путешествующего, окропляют учащихся перед началом обучения.
«Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею», — писал образованнейший человек XIX века, богослов, профессор, святитель Димитрий Херсонский (1811– 83 гг.).
Преподобный Серафим Вырицкий (1866–49 гг.), человек глубочайшего ума, наделенный даром прозрения, сам много болевший, всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и всю пищу. По свидетельству очевидцев, когда кто-нибудь болел, преподобный Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Считал, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.
Вот что говорил гениальный хирург, основоположник метода региональной анестезии, автор всемирно известного учебника «Очерки гнойной хирургии», врач, спасший без преувеличения в прямом медицинском смысле этого слова десятки тысяч больных, Лука Войно-Ясенецкий (1877–61 гг.): «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Только вот автоматизма здесь нет: выпил святой воды, окропил ею дом, и порядок. Святитель Феофан Затворник (1815–94 гг.) сформулировал условия, при которых святая вода действует: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, — имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских».
Но если этого нет, если нет сердечной, искренней веры, если нет покаяния и покаянной молитвы, если нет смирения, нет служения людям и дел милосердия, то благодать этих святынь не спасет, «она не действует автоматически, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан, лишенных этих добродетелей».
По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе, книге, фиксирующей церковные правила, сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи: «Да будет известно всем: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи».
То есть Церковь не запрещает пить святую воду в любое время и укоряет тех, кто считает, что пить ее не натощак нельзя.
Святой водой можно помазывать больные места. Не делать компрессы, а помазываться, например, крестообразно. Дело не в количестве воды, не в длительности контакта ее с телом. Дело в соприкосновении со святыней, от которой вы тоже хотите получить благодать во исцеление. Делать все надо с молитвой.
Есть достоверные свидетельства того, что святая вода у верующих в лагерях, где они берегли святыню, как зеницу ока, не портилась даже после многих разбавлений. Не портится святая вода у многих и сейчас. На это нет простых объяснений, скорее всего, надо вспомнить слова Христа: «По вере вашей да будет вам».
Материалы взяты из издания «Российская газета», автор Мария Городова.
Фото: dzen.ru